МТСК "Лаборатория"
Лечим то, что лечит!
ул. Рязанский проспект, д. 75, корп. 4, башня 2, офис 12

Зачем проводится техническое обслуживание компьютерного томографа

Здравствуй дорогой читатель, тебе, наверное, интересно, зачем нужно обслуживать такую махину, когда она стоит в условиях стерильной (почти) комнаты, закрыта чистыми белыми крышками и работает вполне себе неплохо. Под белыми пластиковыми крышками спрятано большое количество электронных плат, воздушных фильтров, подшипников, систем охлаждения, а рядом или в соседней комнате стоит шкафчик, который доверху забит разными электронными системами, которые делают компьютерный томограф (КТ) таким полезным. И всё это сложно соединено между собой и тонко настроено на то, чтобы врач мог получить качественную картинку и провести правильный анализ состояния больного. И вот как раз для того, чтобы эта настройка оставалась на одном, с установленным производителем, уровне, нужно иногда открывать белые крышки, смазывать подшипники, чистить вентиляторы и менять воздушные фильтры, проводить калибровки и многое другое.

Основная работа, которую нужно проводить хотя бы раз в полгода - смазка основного подшипника гентри…

Рассмотрим теперь техническое обслуживание КТ по блокам и обсудим какие работы обычно проводятся для каждого из них.

Гентри

Это такой большой "бублик", который стоит посреди комнаты и в него заезжает стол с пациентом. Если мы откроем крышки гентри, то увидим там металлический "барабан", на который навешано много разной электроники и который вращается с большой скоростью во время сканирования. Одна из основных работ, которые нужно проводить хотя бы раз в полгода, а желательно четыре раза в год - смазка основного подшипника гентри, т.к. вращение гентри должно быть максимально лёгким. На вращающейся части находится большое количество плат управления, а также рентгеновская трубка и генератор высокого напряжения. Для передачи управляющих сигналов и напряжения питания используются угольные щётки, которые крепятся к стационарной части гентри и скользят по токосъёмным кольцам (слипрингам) вращающейся части (похоже на патифон, правда?). Замена щёток в КТ является периодической работой, т.к. те имеют дурную привычку изнашиваться на манер карандаша, при этом угольная пыль (продукт износа угольных щеток) может оседать на соседних электронных компонентах, а также на слипрингах, что может привести к их поломке. Также из-за того, что эта пыль токопроводящая, то её скопление между контактами токосъёмных колец может привести к короткому замыканию и дорогостоящему ремонту. Соответственно, следующая важная работа - проверить состояние угольных щёток и заменить их в случае слишком большого износа, а также провести чистку токосъёмных колец. Также в замене нуждаются воздушные фильтры и необходима продувка радиаторных решёток системы охлаждения рентгеновской трубки, вентиляторов блока детекторов и блоков управления гентри, т.к. электронные компоненты чувствительны к температуре и их перегрев может привести к поломке дорогостоящих компонентов. Какой бы стерильной не была комната, пыль, удивительным образом, часто успевает накопиться между процедурами ТО.

Врач, выбирая программу исследования, может получить недостоверные результаты, если пациент не доедет до нужной позиции…

Стол пациента

Его сложно не заметить. Основная работа, которую необходимо выполнять - смазка направляющих горизонтального и вертикального перемещения стола, потому что помимо плавности перемещения, от этого зависит точность его позиционирования. Врач, выбирая программу исследования, может получить недостоверные результаты, если пациент не доедет до нужной позиции. Также на позиционирование может влиять исправность тормоза и правильная калибровка положения стола, что тоже проверяется в ходе технического обслуживания на томографах.

Блок реконструкции, система распределения питания, источник бесперебойного питания (ИБП)

Те самые шкафы с электроникой, которые могут стоять в соседней комнате, куда врачи заходят редко. Блок реконструкции изображения представляет собой большой компьютер со всеми вытекающими. Его необходимо чистить от пыли, особенно воздушные фильтры и вентиляторы, которые защищают и охлаждают непосредственно блоки, где происходит реконструкция изображения, т.к. большой объём вычислений всегда способствует большому тепловыделению процессоров, а перегрев и здесь приводит к повышению вероятности выхода компонента из строя. В системе распределения питания необходимо проверить подводящие контакты на наличие окислов, т.к. это является самой распространенной причиной отсутствия питания, а также проверить величину и отклонение подводимого напряжения. При наличии ИБП необходимо проверить его работоспособность, а также соответствует ли ресурс батарей изначально заявленному, т.к. в случае отключения электричества, их заряда должно хватить на то, чтобы выключить систему в рабочем режиме во избежание потери данных.

Рабочие станции врача и лаборанта

Основная работа, которую необходимо выполнять в механической части данного блока - чистка. Обычно эти компьютеры стоят под столом, и на фильтрах и вентиляторах блоков питания может оседать изрядное количество пыли. Пыль = перегрев = выход из строя, эта универсальная формула работает и здесь. Несмотря на то, что на многих аппаратах рабочие станции могут выглядеть снаружи как обычные компьютеры - внутренние компоненты специфичны, а следовательно и дорогие.

Казалось бы, что может быть не так с программой, однако большая часть настройки проводится именно здесь…

Программное обеспечение

Казалось бы, что может быть не так с программой, однако во многом тонкая подстройка проводится именно здесь. В КТ переполнение базы данных (БД) пациентов или базы данных с "сырыми" данными могут приводить к "зависаниям" и отказам системы прямо во время проведения исследования, поэтому производители рекомендуют выполнять периодическую чистку этих БД во время процедуры технического обслуживания. Помимо баз данных в чистке нуждаются и некоторые системные "папки" программного обеспечения от временных файлов, создаваемых в ходе работы системы. У компьютерных томографов есть сервисные режимы программного обеспечения (которые обычно защищены паролем), где находится доступ к специальным тестам и настройкам, которые необходимо делать минимум четыре раза в год, для проверки состояния системы. В случае отклонения каких-то тестовых данных от спецификации или жалобах врача на наличие артефактов на изображении, может потребоваться тонкая подстройка системы с помощью калибровочных программ, которые также находятся в сервисном режиме и позволяют в определённых ситуациях убрать артефакты с изображений в КТ. Иногда врачи, в силу привычки или большого диагностического опыта, могут не замечать каких-то повторяющихся небольших отклонений в работе аппарата или в качестве выдаваемой картинки. Поэтому необходимо также просматривать логи системы, за период времени с последнего визита инженера, т.к. в них могут быть ошибки или предупреждения о том, что эти небольшие отклонения могут привести к скорой поломке системы. Помимо всех проведённых работ также требуется создавать резервную копию настроек и данных системы, что тоже делается из сервисного режима, чтобы в случае какой-либо поломки была возможность оперативно восстановить последние данные о настройке аппарата и избежать длительных по времени процедур калибровок и переустановок софта.

Вот и всё. Оказывается всё не так уж и просто. На самом деле, каждая из проверок требует много времени, а в случае каких-то отклонений, его потребуется ещё больше. Поэтому важно, чтобы эти работы проводил квалифицированный персонал, чтобы минимизировать простой аппарата, а также, при возможности, устранения неисправностей, если таковые выявят себя.

Мы ремонтируем оборудование следующих фирм: